|
|
СЕРДЦЕ ЛЕРМОНТОВА
1.
«ГАРУН БЕЖАЛ БЫСТРЕЕ ЛАНИ,
БЫСТРЕЙ, ЧЕМ ЗАЯЦ ОТ ОРЛА...»
«Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей чем заяц от орла…»
О исполнение желаний!
О, лишь бы мать жива была!
Вот счастье! — из всего аула
в живых остался он один...
Но мать ответила Гаруну:
«Ты раб и трус! И мне не сын…»
И тут внутри заныло что-то...
Не мать-старушка, а металл!..
Уж вот такого поворота
я, ну, никак не ожидал!
Вся радость почернела, сжалась...
Я в пепел сердце завернул.
Пищала по щенячьи жалость,
и слезы капали вовнутрь.
В горячечном жару прощанья
с тем, что любил я,
я глотал
немые слезы одичанья —
и нежно полюбил... кинжал!
Приняв змеиный яд измены,
я, с подозрительностью вежд,
встал самому себе на смену,
смеясь лохмотьями надежд!
С жестокостию отщепенца
я втайне с близкими порвал...
Вот так я Лермонтова сердце
в невинном детстве открывал.
2
А «Песня про купца Калашникова»...
Купца?
Какие там купцы?!.
Или судьба бойца кулачного?
Так только думают глупцы.
То сердце .Лермонтова раннего,
а не седая старина»
Смерть Пушкина; его изранила!
И «Песнь» — про Пушкина она,
В ней — треугольник, близкий лично,
в шестнадцатый вписал он век:
всевластный царь
царев опричник
и честный русский человек.
То Пушкин был!
Не потому ли
так сходственна конфликта, ткань
насильниковы поцелуи
и бой за честь жены
и казнь!
И потому живой угрозой
висит трагический конец,
и Кирибеевич, и Грозный...
Мол, вот, Калашников-купец
намочит праведная кровь
непокрывающейся ржавью
топор!..
Тут — к Пушкину любовь
и ненависть к самодержавью!
3
Но — «Демон»...
Кто он?
Что он делал
в астрономической глуши?
И отчего возжаждал Демон
живой девической души?
Зачем он, этот дух опальный,
с таких высот —так низко пал? —
Тамариной прельстился спальней
и рот ее поцеловал?
Не думал же он поживиться,
как Кирибеевич, под тьму...
А если захотел жениться,
с ней не остался почему?
Зачем он клятвы пел ей в уши?
Зачем постель ее он мял?
Зачем он высосал ей душу,
а тело даже и не взял?
Зачем карал такою карой,
любви несвойственной совсем?.. .
Оставим Демона с Тамарой, с душой..,
А Лермонтов — зачем
наш слабый мир,
наш мир недужный
смущал,
и с силою такой,
простому смертному ненужной,
опасной духа высотой?..
Любовью чувственной волнуем,
от грозных
и от их угроз
жену он вынул поцелуем
и вообще с земли унес!
Примером Пушкина храним,
он жил в ночи реакционной.
У «Демон» — хитрый механизм,
по сути — революционный!
Отерта пушкинская кровь,
топор не скоро тронет ржавью.
И «Демон» —
к женщине любовь
и ненависть к самодержавью!
Россия полицейским оком
не подавила дух и ум:
он сделал все, что сделать мог он,
властитель не людей, а дум.
Вулкан мятежного сознанья,
он еле сдерживал напор.
Все маковки его, все зданья —
непроходимых мук собор!
А что ж упал он, не дыша?
Поэт — не бог, а лишь потомок.
Он царь над крепостью «душа»!
Над телом же — любой подонок...
1975 г.
|
|
|